Как правильно выбрать школу для своего ребёнка? Ответ на этот вопрос может быть лишь сугубо индивидуальным. У каждой школы есть свои сильные и слабые стороны, и даже лучшие могут проявлять свои достоинства в работе с какой-то определённой категорией детей. Некоторые школы хорошо известны, пользуются заслуженной репутацией и не нуждаются в рекламе; некоторые дети обладают настолько мощными и ярко выраженными способностями, что вопрос о том, куда их пристроить, не возникает. Однако в большинстве случаев это не так, а цена ошибки слишком велика, чтобы относиться к вопросу с пренебрежением. Здесь мы хотим дать несколько простых советов в трудном деле поиска неповторимой школы, подходящей Вашему неповторимому ребёнку.
Уровень первый. Клиент. На первом уровне может быть дан только поверхностный ответ на этот вопрос, и ответ этот связан прежде всего с возможностью недостоверной рекламы (мы не называем её недобросовестной, поскольку учебный процесс — то, что труднее всего представить постороннему зрителю, и не стоит упрекать администрацию школы за то, что она не выбирает этот самый трудный путь). Определим самые общие соображения, которыми необходимо руководствоваться. Для качественной работы нужно, чтобы совмещались четыре фактора: разумная программа, подходящая атмосфера, хорошие педагоги, хорошие товарищи. 1. Разумная программа. Строго ограниченное количество предметов. Если их больше 15 во всём курсе и порядка 9–10 одновременно — значит, их преподавание превращается в фикцию. Административный запрет на чрезмерное количество факультативов (свыше трёх — слишком много). Представление о том, на каких предметах, которые имеют статус основных, происходит развитие интеллектуальных навыков. Школа с жёстким ядром предпочтительнее. 2. Атмосфера. Здесь широкое поле для Вашей человеческой проницательности. Но, по-видимому, подспудные признаки развала — хаос и интриги в учительской, внутренний конфликт в ученическом и преподавательском коллективе — довольно трудно выявить при беглом анализе. Однако кое-что можно сделать и здесь. Относительно наиболее простых способов знакомства со школой — по интернет-сайту и на дне открытых дверей — важно то, что нетрудно посмотреть, старается ли школа вовлекать в свою деятельность как можно больше детей и не слишком ли часто меняет преподавательский состав. Самый яркий признак конфликта между педагогами и администрацией — несоответствие роскошного внешнего убранства и скромной зарплаты персонала. 3. Педагоги. Следите, чтобы поддерживался баланс между теми, кто осуществляет прорыв, и теми, кто закрепляет достигнутое и «держит» ситуацию. Если учёных степеней нет ни у кого, возможна — хотя и не обязательна — интеллектуальная недогрузка. Если таковые есть у всех, то, скорее всего, ребёнка так ничему и не научат. 3. Ученики. Их особенности нельзя определить беглым анализом. Но можно выяснить стратегию их отбора. Поинтересуйтесь, кого и за что в последний раз выгнали из школы. Если не выгоняют никого, ситуация становится напряжённой. Но хуже всего, если администрация зависит от какого-либо спонсора, а его ребёнок неадекватен ни в учёбе, ни в поведении. Это чревато серьёзным ущербом для учебного процесса. Посмотрите, есть ли награды за хорошую учёбу и попытки — как на уровне программы, так и разного рода льготами — привлечь талантливых детей, которые могли бы способствовать качественному учебному процессу. И ещё одно: чрезвычайно плохой признак, когда на эти или такого рода вопросы администрация не хочет отвечать, независимо от того, почему это происходит — то ли скрывает, то ли не задумывалась.
Уровень второй. Разведчик-аналитик. На этом уровне необходимо выяснить продуманность и жёсткость заявленной школою образовательной модели. Функция разведчика-аналитика — собрать достоверные сведения об учебном процессе в школе, т. е. понять, чему на самом деле там учат детей. На этот вопрос невозможно ответить без специальной подготовки, которая выходит за пределы предметных знаний. Кое-что покажет Вам здесь уже интернет-сайт и спектакль на дне открытых дверей. Как своего рода Кювье Вам придётся по этим незначительным фрагментам реконструировать то, что происходит в области, недоступной Вашему непосредственному наблюдению. Относительно спектакля Вы должны спросить себя, возможно ли подготовить такую постановку, какую Вам покажут, без отрыва от учёбы, а если нет, то какую учебную нагрузку несёт она сама? Театр сам по себе — мощное развивающее средство, но пользоваться им надо умеючи. Постановка классического спектакля заставляет участников пережить на сцене более возвышенные чувства, нежели они видят в окружающей жизни, и окунуться в более благородную форму их выражения; самодеятельность стимулирует творчество. Если Вы столкнётесь именно с ней, обратите внимание, насколько она насыщена классикой, какой строй мыслей и чувств стоит за ней — Вы многое поймёте из того, чему учат в этой конкретной школе. Интернет-сайт должен демонстрировать учебные достижения школы. Ваша задача сильно облегчается, если там выставлены научные и иные творческие работы школьников — для умеющего более благодатного материала нет. Но хотя бы с конкурсами, в которых школа участвует, и с призовыми местами Вас познакомить просто обязаны. Плохо, когда учебное заведение ни с кем не соревнуется и замыкается в своей скорлупе: высокий уровень достижений свойствен тем видам деятельности, где жив дух состязания и желание превзойти своего коллегу в искусстве.