Тест «Шумы» Ребенку дают прослушать пленку, на которой записаны различные шумы. Перед ребенком на столе лежат картинки. Он должен показать на картинке, что напоминает шум: кваканье лягушки, песню птицы, шум воды, шелест бумаги и др.
Тест «Начальные согласные» Перед ребенком несколько (4—5) картинок. На них что-то нарисовано (например, мяч, стакан, книга, заяц). Услышав слово, которое ему сказали, он должен показать на картинку, где нарисован предмет, начинающийся с этого же звука. Например, назвали слово комар — показал книгу, море — показал мяч, земля — заяц и т. д.
Тесты внимания
Тест Мюнстерберга Его предлагают детям, которые умеют читать. Время выполнения до 5 минут. На листе перед ребенком 5 строчек с любым набором букв, среди которых вставлены слова. Ему нужно подчеркнуть 10 слов, состоящих из 3 и более букв. Пример такого набора букв:
грнакотшиырукачщокнобфеюгсилукмрб имедымркщъхцзротмжэьрысьбхрчийдз цбрумкрдырачупыльбъэзюягкнуфигстмама снгрпбпапавячкптузсупклмнршщиэухъруги осмёедруодфцжшколаумнеслонхьривювжкл
Зрительно-моторные тесты
Тест «Комбинаторика» Ребенку дают лист бумаги с тремя фигурами: квадрат, круг, треугольник. И рассказывают такую историю: однажды три друга — уголек, соломинка и лапоть пошли в лес. Попав на узкую тропинку, никак не могли решить, кто за кем пойдет: никто не хотел идти сзади. Помоги друзьям! Расставь их друг за другом по-разному. Пусть идут по очереди. Сколько способов у тебя получится? Нарисуй. Результат: низкий —1—2 способа; средний — 3—4 способа; высокий — 5—6 способов.
Тест «Последовательность событий» Для этого теста нужна группа картинок, на которых изображено какое-либо действие по порядку. Картинки перемешивают и предлагают ребенку разложить их по порядку: что вначале, что потом, что в конце. Время выполнения: 6 карточек — 75 секунд.
Тест «Сохранение количества» Дети 7 лет должны понимать закон сохранения массы, веса, длины, количества. Чтобы это проверить, на глазах ребенка взрослый переливает из емкости одной формы в другую жидкость, мнет пластилин, гнет проволоку и т. д. А затем сравнивает, где больше (длиннее)? Результат: Высокий — ребенок утверждает, что везде осталось без изменений. Может объяснить: а) если проволоку распрямить — будет такая, как была; б) брусок пластилина можно опять скатать в шарик; в) воду опять влить обратно — будет столько же и т. д. Средний — ответы и правильные, и неправильные. Иногда ребенок колеблется. Низкий — ребенок дает неправильные ответы, колеблется. Правильно — не более одного ответа. Так же можно задать задачи: Что легче — 1 кг пуха или 1 кг железа? Петух на двух ногах весит 4 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?
Тест «Убери лишнее» Ребенку дают несколько картинок на одну тему, среди которых одна лишняя. Ребенок должен убрать лишнюю и объяснить. Например, карточки: яблоко, картошка, груша, слива. Лишняя — картошка. Это овощ. А остальное — фрукты. Карточки: кастрюля, ложка, сковорода, чайник. Лишняя — ложка. Это столовый прибор. Остальное — посуда.
Тест «Фигуры из спичек» Ребенку нужно составить фигуры из спичек по образцу. Затем образцы убирают и фигуры составляют по памяти.
Тест «Измени картинку» Ребенку нужно изменить фигуру или превратить одно изображение в другое, переставив не более двух спичек. Иногда могут быть словесные вопросы-подсказки. Так, на рисунке в коробке лежат конфеты. Как, переставив одну спичку, вынуть конфеты из коробки?
Тест «Пиктограммы» Ребенку предлагают запомнить 10—15 слов с помощью рисунков. Ему можно как угодно помечать эти слова на бумаге, но не записывать. Затем, глядя на эти картинки, ребенок должен вспомнить все слова. Примерные слова: кепка, кисть, стол, листопад, замок, день, слон, волейбол, молоко, дождь, футбол, жилет. Оценка результатов: низкая — затрудняется подобрать ассоциации, его образцы-изображения неадекватны и непонятны. Вспоминает менее 2/3 слов; средняя —- иногда затрудняется подобрать ассоциации к абстрактным словам (мир, жалость, щедрость и др.), вспоминает более 2/3 слов, но не все; хорошая — слова вспомнил все; образцы подобрал ко всем словам.
Тест разъединения фигур на части Перед ребенком картинки с закрашенными и пустыми геометрическими фигурками. Нужно сосчитать, из скольких квадратов, треугольников состоит каждая из них.
Тест «25 картинок» Ребенку поочередно показывают 25 картинок с часто встречающимися рисунками — предметами, животными, растениями, игрушками и др. Каждую картинку показывают около 3 секунд. Затем ребенку нужно вспомнить, что он видел. Нормы: для 6 лет — 6 картинок; для 7 лет—-7—8 картинок.
Тест «Найди такой же предмет» Ребенку дают картинку с изображением какого-либо предмета и карточку с изображением еще 6 таких же предметов. Среди них один — точная копия с картинки, а остальные 5 имеют мелкие отличия. При ответе необходимо учитывать время и число ошибок.
Оценка результатов: много ошибок в ответе при его высокой скорости говорит о склонности ребенка действовать необдуманно, эмоционально. Такая импульсивность плохо отражается на успеваемости детей в школе. Родителям нужно поощрять обдумывание детьми своих действий. Очень поздний ответ также должен насторожить родителей. Таким детям сложнее общаться со сверстниками и взрослыми. Они очень озабочены результатом своей работы, менее решительны и уверены в себе. Положительный результат теста — правильный ответ при затраченных менее 10 секунд.
Тест «Найди нелепицу» На картинке какой-либо сюжет, известный ребенку по фильму, сказке. Но в нем допущены явные ошибки, нелепицы. Ребенку нужно их обнаружить. |